ОФОРМЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВА

 Оформление наследства является одним из наиболее сложных нотариальных действий как по существу, так и по процедуре оформления. Граждане, столкнувшиеся впервые с данным вопросом, испытывают трудности как при самой мысли о потере близкого человека, так и от многочисленных сложностей и тонкостей при оформлении перехода прав на имущество от умершего к его наследникам. Прежде всего, необходимо знать, что закон устанавливает срок шесть месяцев для принятия наследства со дня открытия наследства (в большинстве случаев это день смерти наследодателя). В течение этого времени необходимо обратиться к нотариусу по месту проживания (регистрации) умершего и подать заявление о принятии наследства. Данное правило не распространяется на лиц, прописанных (зарегистрированных) с умершим на день его смерти. Считается, что они самим фактом регистрации с умершим приняли наследство. Поэтому шестимесячный срок дает нотариусу возможность определить возможный круг наследников.

 В городе Москве можно обратиться к любому нотариусу по Вашему желанию и завести наследственное дело. При этом право выбора принадлежит первому обратившемуся наследнику, все остальные лица, претендующие на наследство (наследники), будут вынуждены обращаться к тому нотариусу, у которого уже заведено наследственное дело к имуществу наследодателя (существует единая база данных у всех нотариусов города Москвы, по которой можно установить, открывалось ли ранее наследственное дело). В других регионах Российской Федерации порядок ведения наследственных дел регламентирован приказами Министерства Юстиции РФ. Так, на территории Московской области на настоящий момент действует алфавитный принцип распределения наследственных дел между нотариусами. Например, в городе Химки Московской области с 1 ноября 2005 года наследственные дела распределены между нотариусами по начальным буквам фамилии наследодателей. В первую очередь это необходимо для того, чтобы избежать случаев обращения наследников к нескольким нотариусам и заведения нескольких наследственных дел после смерти одного наследодателя (умершего), что может повлечь выдачу нескольких документов разным наследникам на одно и то же имущество.

 Для того чтобы первый визит к нотариусу не оказался напрасным, необходимо предварительно сделать звонок и уточнить график приема нотариуса по наследственным делам и перечень необходимых документов для оформления наследства. По общему правилу для заведения наследственного дела необходимо предоставить:

   • свидетельство о смерти наследодателя

   • справку из ЖЭК (ДЭЗ) о прописке (регистрации) умершего (наследодателя) на день смерти

   • свидетельство о рождении (браке) - документ/документы, подтверждающие факт родственных отношений

   • завещание с отметкой (для наследников по завещанию)

 В конкретных ситуациях могут понадобиться дополнительные документы. Если Вы предоставите правоустанавливающие документы на наследственное имущество (все, что принадлежало умершему на день его смерти), то данные сведения помогут нотариусу наиболее грамотно и полно определить наследственную массу и составить заявление о принятии наследства.

 Рекомендуем перед визитом к нотариусу обязательно посоветоваться с опытным юристом. С ваших слов нотариус устанавливает круг лиц, претендующих на наследство, письменно оповещает их и разъясняет им наследственные права. «Неправильно сказанные» Вами слова могут существенно усложнить процедуру оформления наследства. Решение, кому из родственников принять наследство, а кому написать заявление об отказе от наследства, должно приниматься после консультации с юристом с учетом конкретной жизненной ситуации. Так, грамотно написав заявление о выделе супружеской доли, можно значительно уменьшить состав наследственного имущества, переходящего другим наследникам. Составив соглашение о разделе наследственного имущества между наследниками, Вы можете избавить себя в дальнейшем от заключения дорогостоящих договоров дарения и купли-продажи долей перешедшего вам наследственного имущества.

 Довольно часто встречаются случаи, когда наследники, не зная всех своих прав, не указывают часть имущества для включения в наследственную массу, тем самым лишая себя возможности приобретения права собственности на дорогостоящее имущество, в том числе недвижимость. Кроме того, между наследниками могут возникать споры о составе наследуемого имущества или его разделе. При недостижении согласия между наследниками такие споры разрешаются в судебном порядке.

 Процедуру сбора справок для получения свидетельства о праве на наследство можно начинать после того, как нотариус однозначно скажет, что Вы являетесь наследником. Список требуемых документов для каждого вида имущества различный, и выдается он непосредственно тем нотариусом, который ведет Ваше наследственное дело. И только по истечении шести месяцев со дня открытия наследства и при наличии всех необходимых должным образом оформленных документов нотариус может выдать свидетельство о праве на наследство на:

   • квартиру

   • жилой дом

   • гараж

   • земельный участок

   • денежный вклад

   • акции

   • долю в уставном капитале и другое имущество.

 Разъяснить все тонкости оформления наследства, грамотно проконсультировать при подаче заявлений, точно определить состав наследственного имущества, собрать пакет необходимых документов, защитить Ваши интересы (в том числе в суде) помогут специалисты Юридического центра на Бабакина.

Наши контакты

телефон
(495) 505-51-35 (многоканальный)
адрес
г.Химки, ул.Бабакина, дом 4-А
e-mail
info@deloipravo.ru

Новости